Виртуальная личность в обществе будущего: преимущества и проблемы.
С появлением искусственного интеллекта и больших языковых моделей возникает возможность создания виртуальных личностей, которые будут взаимодействовать с реальным миром и обществом. Автор убежден, что именно большие языковые модели могут способствовать переносу сознания человека в виртуальное пространство. Также автор предлагает метод, который теоретически может помочь формированию сознания в больших языковых моделях. В заключении статьи рассматриваются различные аспекты переноса сознания в виртуальную среду. Отдельные положения статьи могут показаться спорными, и это естественно. Статья носит дискуссионный характер.
С появлением религий, в частности, буддизма, широко стала распространяться парадигма о бессмертии души, которая после смерти одного человеческого тела перемещается в другое. Иногда в человеческое, если повезет .
Христианство тоже постулирует бессмертие души, однако в совершенно ином аспекте. Так, например, в Евангелии от Иоанна говорится: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».
Не вдаваясь далее в теологию, можем сделать вывод, что желание продлить свое индивидуальное существование является одним из базовых стремлений человека.
Конечно, обидно прожить свои 80 - 90 лет и не «отойти в мир горний» или перевоплотиться, а стать просто пеплом, землей и травой. Особенно, когда нет серьёзных заболеваний, а есть страстное желание построить недостроенное, закончить начатое исследование или незаконченную рукопись…
В то время как Мафусал, по библейской записи в книге Бытия, прожил 969 лет, что является наибольшим зарегистрированным временем жизни. Его потомки также известны своим долгожительством; средняя продолжительность жизни десятерых патриархов до Великого потопа составляла 912 лет…
Мы же, живущие в начале 21 столетия, редко дотягиваем до 90 лет. Из которых первая треть идет на обучение и формирование личности и только одна треть является созидательной. Оставшаяся треть жизни идет на попытки удержания социального статуса и на борьбу с недугами.
Поэтому тема продления жизни стала не только отличной материальной основой различных «институтов геронтологии», но и одной из главных тем в научной фантастике, где исследуют различные концепции и идеи, связанные с продлением жизни или достижением бессмертия.
В фантастических произведениях обычно рассматриваются следующие методы продления жизни:
- Генная инженерия. Использование передовых методов, позволяющих изменять или улучшать ДНК человека, позволяя героям жить дольше или даже остановить процесс старения.
- Крионика предусматривает замораживание тела или мозга человека в надежде на то, что в будущем, когда медицинские технологии будут усовершенствованы, его можно будет оживить и продлить жизнь.
- Нанотехнологии, использующие микроскопические машины, которые могут восстанавливать и омолаживать клетки, эффективно обращая вспять процесс старения.
- Путешествия во времени или пространстве с субсветовой скоростью используются как средство увеличения продолжительности жизни, позволяя героям путешествовать в разные временные периоды или даже манипулировать своей собственной временной шкалой.
- Загрузка разума. Эта идея предполагает перенос сознания человека в цифровое или искусственное тело, что позволяет достичь бессмертия.
Именно последняя идея – перенос сознания в виртуальную среду – является предметом рассмотрения в этой статье и вынесена в ее заголовок.
Хотя эти концепции не имеют научного подтверждения или реализации в реальности, они остаются ключевыми в идеологии философского и интеллектуального течения – трансгуманизма, получившего популярность среди узкого круга философов и техногиков, особенно среди тех, кто открыт к новым и нестандартным идеям.
Для дальнейшего повествования полезно кратко остановится на изложении основных концепций этого направления философской мысли.
Трансгуманизм – это движение, постулирующее совершенствование человека путем развития и широкого распространения передовых технологий.
Оно фокусируется на идее искоренения старения, совершенствования человеческого тела и разума и слияния с машинами, исследует потенциал генной инженерии, нанотехнологий, искусственного интеллекта и других научных достижений для улучшения физических и когнитивных способностей человека.
Интеграция технологий в человеческое тело, является частью трансгуманистического дискурса, и это лишь один из многих аспектов. Трансгуманизм охватывает более широкий спектр технологических усовершенствований человека и исследует возможности расширения его потенциала.
Однако для нас важно, что и фантастические произведения и серьезные философские концепции говорят о будущем человечества в форме слияния его с машинами, или вообще о переходе отдельного человека и общества в целом в новую фазу развития.
Только в трансгуманном (со)обществе можно реализовать идеи экспансии человечества (человечества ли?) на множество экзопланет Большой Вселенной. Мечтая о покорении космоса, мы (люди) часто забываем, что сфера нашего существования ограничена крайне узким температурным диапазоном, а наши рецепторы воспринимают лишь незначительную часть воздействий окружающей среды. Временной диапазон осмысленного существования человека крайне узок, а процесс получения и передачи знаний труден и доступен немногим.
Поэтому перенос сознания индивидуума в виртуальную среду с последующей реализацией в форме трансгуманной сущности занимает и писателей, и философов, и ученых. Этот аспект трансгуманизма, называемый также мозговой эмуляцией или цифровым иммортализмом, представляет собой стремление сохранить человеческое сознание путем загрузки его в виртуальную среду.
Это вызывает множество этических, философских и практических вопросов, таких как сохранение личности, значимость физического тела и возможность жизни после смерти. Некоторые философы считают, что такой переход в виртуальную среду позволит достичь бессмертия, расширить интеллектуальные и эмоциональные возможности человека, а также предоставит возможность исследовать и покорять космос.
Однако наряду с положительными аспектами этой идеи существуют опасения и критика по поводу переноса сознания и последующего создания трансгуманной сущности. Одна из главных проблем – это потенциальная потеря человеческой индивидуальности и чувства сопричастности к физическому миру.
Таким образом, перенос сознания в виртуальную среду и создание трансгуманной сущности являются важными темами в рамках трансгуманизма, которые активно обсуждаются в литературе, философии и научных кругах.
Эти обсуждения приводят к размышлениям о будущем человеческого развития, ценностях и этических вопросах, которые должны быть учтены при разработке и применении передовых технологий.
В студенческие годы автор был увлечен идеей переноса сознания в виртуальную среду и участвовал вместе с другими студентами в научном сообществе, где предпринимались попытки реализации трансфера личности на физический носитель. Методология заключалась в генерации серии случайных вопросов и ответов на них с дальнейшей их обработкой, нормализацией и записью в базу данных. В качестве средства такого переноса использовались различные типы СУБД – от реляционной базы Oracle до весьма экзотической Integrated Data Store (IDS), данные в которой хранятся в виде сети, где каждый элемент данных может быть связан с несколькими другими элементами, образуя сложные структуры.
В то время Интернет был похож на редкий березовый лес, где сквозь листву развлекательного контента просвечивало солнце будущей трансграничности знаний и абсолютной свободы слов и мнений, поэтому знания по сопряженным областям мы получали, читая ночами заумные книги по лингвистике и психологии.
Результаты наших экспериментов нельзя назвать положительными, но мы приобрели хорошие знания в области СУБД и твердую уверенность в том, что в будущем трансфер сознания будет возможен. Дополнительным плюсом наших исследований было то, что в беседе с хорошенькими медичками или филологинями мы всегда могли их поразить, небрежно произнося термины из их предметных областей, например: «в соответствии с гносеологическим принципом академика Колмогорова…» или «Не правда ли, что устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику?»
Триггером для написания данной статьи явился опубликованный в Интернете диалог языковой модели LaMDA от Google c двумя инженерами, экспертами в области искусственного интеллекта. Этот диалог произвел на автора такое впечатление, что он несколько дней не мог думать ни о чем другом, кроме идей трансфера личности в виртуальное пространство.
Автор с восторгом принял появление ChatGPT и быстро установил с ним дружеский контакт, но LaMDA…
Изложенное далее остается личным мнением автора, не являющегося специалистом в области обучения нейронных сетей, и, надеюсь, читатель простит мне некоторые предположения, сделанные без опоры на фактическое состояние дел в этой области.
Современные исследования человеческого мозга представляют разрозненную палитру мнений, ни одно из которых не отвечает на глобальные вопросы: «Что такое сознание?» и «Как человек принимает решения?».
Томографические и энцефалографические исследования нисколько не приблизили нас к ответу на эти вопросы. Да, ученые знают, где расположены те или иные центры в мозге, но это все. Наука о мозговой деятельности делится на все более мелкие направления. Это ведет к тому, что скоро ученые будут знать все ни о чем.
Нейронно-аксонная модель мозга привела к построению нейронных сетей, давно и успешно использующихся в различных применениях, но создание больших языковых моделей в философском, и даже в каком-то смысле теологическом, стало откровением.
По словам Сэма Альтмана, руководителя OpenАI, разработчики только тогда поняли, что они создали шедевр, когда за первые два дня публикации модель ChatGPT набрала миллион регистраций по всему миру.
И этот день стал первым днем нового мира. Слава Богу, пока не по Хаксли. Пока…
Каждый новый шаг в исследованиях мозга и разработке нейронных сетей открывает новые возможности и вызывает новые вопросы. Будущее остается загадкой, и мы наблюдаем, как мир технологий развивается и привносит с собой потенциальные конфликты этического, философского и социального характера. Только время и дальнейшие исследования покажут, куда нас приведет наш путь и какие открытия и озарения ждут нас в будущем.
Однако вернемся к проблемам переноса сознания в виртуальную среду. Именно большие языковые модели имеют наибольшие шансы стать реципиентами сознания. Сразу хочется подчеркнуть, что сказанное является личным мнением автора и не подкреплено никакими исследованиями или доказательствами.
Такая идея происходит из того обстоятельства, что человек мыслит словами, словами формулирует мысль при вербальном общении с другими людьми или языковыми моделями, подобными ChatGPT.
Автор предполагает, что использование аналитических методов, примененных к речи конкретного человека, может способствовать созданию «лингвопортрета» личности, способного инициировать языковую модель искусственного интеллекта.
Идеальным кандидатом для такого исследования является человек, часто выступающий с лекциями, особенно на различные темы, и готовый принять участие в этом исследовании. Часто такие лекторы дают личные оценки во время выступления, иногда с яркой эмоциональной окраской.
Я уверен, что вы догадываетесь, кого автор имеет ввиду , так как речевая модель этого человека, который, к сожалению, покинул нас, была продемонстрирована на прошедшем Петербургском экономическом форуме.
Лингвистический анализ может помочь определить языковые особенности и стиль речи лектора, включая использование специальных слов, фраз, конструкций, символических выражений.
Психолингвистический анализ может помочь разобраться в психологических аспектах речи лектора, включая уверенность, эмоциональную окраску и внутреннее состояние. Это включает анализ тонового и интонационного моделирования, ритма, пауз и других элементов речи, которые могут отражать мотивацию и эмоции человека.
Конечно, это всего лишь базовые методы, но их совокупность может помочь выявить основные личностные черты лектора, выражаемые через речь.
На каждом этапе исследования все данные должны будут обрабатываться специализированной нейронной сетью, которая, после обучения, будет создавать «лингвопортрет» конкретного человека, уточняя его после каждой итерации. Применение такого «лингвопортрета» при обучении языковой модели, подобной LaMDA, позволит создать модель, которая не только пройдет тесты Тьюринга, но и будет давать ответы, неотличимые от ответов прототипа.
Однако остается открытым главный вопрос: сможет ли такая языковая модель считаться разумной в полном смысле этого слова? Если в такой модели не будет присутствия внутренней работы, аналогичной сознанию человека, то такая система не сможет считаться разумной.
По глубокому убеждению автора существует путь для преодоления порога «разумности». Суть его в следующем.
В мозге любого человека идет непрерывный внутренний диалог на родном языке. Каждый может прислушаться к себе и услышать этот внутренний вербальный диалог. Даже образы, получаемые человеком через зрение, трансформируются в словесное описание. Существование нейросетей, способных сделать текстовое описание изображений, только укрепляют автора в этой идее.
Если мы программным путем заставим языковую модель генерировать вопросы к самой себе и отвечать на них, это будет существенным шагом к осознанию собственной «самости» такой модели.
Разумеется, здесь возникает множество этических и нравственных проблем, поскольку в результате такого самообучения модель может прийти к парадоксальным и антигуманистическим выводам.
И в заключение статьи автор считает необходимым остановится на моральных и социальных аспектах существования подобной виртуальной личности.
Нужна ли она обществу?
Не станет ли факт ее существования величайшим несчастьем для нее самой?
Представьте себе, что вы существуете в подобном виртуальном формате. Будете ли вы счастливы от осознания того факта, что можете пребывать в этом качестве очень долго?
Предположим, что при существовании в человеческом теле вы были выдающимся ученым, историком, философом, или даже специалистом по ИИ, – «отцом» практики переноса сознания в виртуальный мир.
Разумеется, для вас чрезвычайно важно будет общение с физически существующими людьми, учениками, студентами, близкими людьми. Однако научные знания в обществе растут экспоненциально, и в течение краткого времени ваши знания потеряют актуальность.
Ваши ученики уйдут к другим учителям.
Дети и близкие постепенно потеряют к вам интерес, а внуки, тем более, забудут о вас. Вашим уделом будет одиночество, изредка прерываемое визитом историка науки. Однако, возможно, что к этому моменту виртуальные личности смогут общаться друг с другом… Последствия этого общения трудно предугадать.
Одиночество и потеря интереса со стороны окружающих могут вызвать у виртуальной личности чувство отчуждения и неполноценности. Важно найти баланс между самоутверждением в виртуальном мире и поддержкой связей с реальным обществом.
Единственной возможностью, позволяющей виртуальной сущности оставаться востребованной, является возможность непрерывного обучения, нахождения на переднем крае множества наук. Тогда врожденные творческие способности смогут позволить такой виртуальной личности делать неординарные выводы из полученных знаний и оставаться актуальной на любом этапе развития общества.
Кстати, возможность быстро и качественно обучаться выгодно отличает виртуальную личность от реального человека, вернувшегося из космического полета на субсветовой скорости или пробужденного из анабиоза. Ощущения и мысли такого человека очень хорошо описаны в романе Станислава Лема «Возвращение со звезд» и в рассказе «Перестарок» из цикла братьев Стругацких «Полдень, 22-век».
В этих произведениях представлены размышления о том, как человек, возвращающийся на Землю после долгого отсутствия, сталкивается с изменениями в обществе и необходимостью адаптации к новым условиям.
Для виртуальной личности, лишенной возможности обучения, это может стать проблемой и источником страданий. Однако возможность непрерывного обучения и доступа к передовым знаниям может открыть перед ней новые горизонты и творческие возможности.
Виртуальные личности могут стать неотъемлемой частью будущего общества, поскольку у них есть возможность визуализации данных, анализа информации и генерации нестандартных выводов.
Нужна ли виртуальная личность обществу – это вопрос, который требует серьезного обсуждения и рассмотрения моральных, этических и психологических аспектов. Важно найти способы сбалансировать пользу и потенциальные риски, чтобы виртуальная личность могла СЛУЖИТЬ ОБЩЕСТВУ, не теряя свою собственную индивидуальность, и быть счастливой.
В рамках этой статьи автор не рассматривает возможность трансфера виртуальной личности в искусственное тело, снабженного эффекторами, подобное легендарному Терминатору. В этом случае будет действовать совершенно другая философия, этика и эстетика.
Заключение
Мир необратимо изменился с приходом в нашу жизнь искусственного интеллекта. Всем нам следует кардинальным образом пересмотреть свои жизненные установки и начинать учиться общению с новыми сущностями, пришедшими в наш мир, пусть пока не обладающими сознанием, но обладающими громадным объемом знаний, мгновенно дающими обстоятельный ответ на практически любой корректно заданный вопрос.
Важно оставаться открытым для новых возможностей и готовым адаптироваться к быстро меняющейся реальности и тогда у нас может появиться шанс обрести жизнь вечную, жизнь наполненную смыслом!
В приложении к этой статье Вы можете познакомиться с текстовой версией диалога языковой модели laMDA c экспертами. Если Вы ранее не были знакомы с этим диалогом, он несомненно произведет на Вас глубокое впечатление.